Рустем Исхаков, модельер-дизайнер, не любит однообразия и предсказуемости. Для него мода – это театр, в котором разыгрываются спектакли. В своем творчестве он часто непредсказуем, иногда эпатажен, и в то же время его произведения очень практичны и всегда нравятся женщинам. Как достичь совершенства в пестром калейдоскопе стилей и направлений, и при этом не потерять себя? Где проходит тонкая грань между искусством и бизнесом? В чем секрет вдохновения и коммерческого успеха? Об этом и рассказывает сегодня наш гость.
Проституция и внутренняя философия
Работа дизайнера сродни проституции, ведь она, прежде всего, связана с продажами. Это не искусство в чистом виде, здесь нельзя делать только то, что хочется. Дизайнеру необходимо быть всегда на волне, чувствовать момент. Если я придумываю невообразимо красивые вещи, которые никто потом не будет носить, тогда я уже не дизайнер. Конечно, необходимо мыслить креативно, но с пониманием, потому что излишняя принципиальность здесь не нужна. И конечно, у настоящего дизайнера обязательно должна быть внутренняя философия того, что он делает.
При создании коллекции у меня сначала рождается ее основная идея, которую я долго вынашиваю, и только потом начинаю рисовать. Например, мой первый показ на неделе Российской моды в Москве был представлен коллекцией «Черная палата». Она посвящалась древним кочевникам, поэтому была мрачноватая и очень агрессивная. Я собрал стилистов из студии «Персона», которые должны были делать макияж моделям, и рассказал об общем замысле. «Понимаете, - сказал я, - это кочевое племя. Они не знают, что такое декоративная косметика. Их тени – это сажа на дне сковородки, и они прямо пальцами мажут ее себе на веки. Мне необходимо, чтобы у моделей лица были бронзового оттенка с высокими скулами, ведь у кочевников загорелая обветренная кожа и обветренные, перепачканные засохшей кровью или соком диких фруктов, губы». Я обрисовал общее настроение и визажисты меня прекрасно поняли. Это потом многие говорили, что женщины Рустама были агрессивные, а во всех СМИ меня разрекламировали как казанского этнического дизайнера. Но ведь это всего лишь подиум, на котором я разыгрываю мини-спектакль. И это вовсе не значит, что женщины в жизни должны так выглядеть, выводить пальцами тушь. Поэтому для следующего показа весна-лето я придумал нечто совершенно новое.
Несколько дней из жизни актрисы
Моя новая коллекция называлась «Добро пожаловать в Сен-Тропе». Курорт Сен-Тропе на юге Франции открыла молодая Брижит Бордо, и ее образ проходил через весь показ. Подиум был оформлен в виде рессепшина в гостинице, где люди уезжают и приезжают, всюду стоят чемоданы, суетятся портье.
Дефиле начиналось со звонка в номер отдыхающей актрисы, и служащая гостиницы на французском языке говорила: «Алло, мадам, Ваша собачка обосрала ковролин между вторым и третьим этажами. Вы не могли бы ее забрать? Спасибо.» После чего включалась музыка, и начинался показ моделей одежды. Но время от времени снова раздавался телефонный звонок и служащая снова и снова по-французски повторяла: «Пожалуйста, мадам, заберите свою собачку!» А в финале появлялась та самая мадам в махровом халате, с полотенцем на голове, с косметической маской на лице, держа на руках собачку. Весь ее облик говорил о том, что ее буквально вырвали из номера. Такого никто не ожидал, потому что в конце показа обычно выходит невеста в свадебном платье. Конечно, в зале был взрыв. И когда она поворачивалась спиной к зрителям, все видели, что на халате голубыми стразами было вышито по-французски: «Конец фильма».
Эта история мне очень понравилась, и для зимнего показа мы решили сделать продолжение. Следующая тема – Голливуд: съемки, режиссеры, сценарии, вообще, тяжелая работа кинозвезды. Поэтому на подиуме у нас черным скотчем были наклеены кресты, которые используются при съемках фильма для того, чтобы актер или актриса не выходили из кадра. Зрителей ожидал еще один сюрприз, связанный с кинематографом. Обычно на показах моделей на специальное табло вывешивают информацию о дизайнере и его коллекции. А у нас был пустой белый экран. И вот в темном зале, когда вырубили свет, включался старый шипящий кинопроектор и появлялся дрожащий логотип с моим именем. Мы еще включили туда 25 кадр, незаметный для глаз, с жестким порно. Для чего мы это сделали? Когда у известного модельера Терри Мюглера спросили, зачем он создает свою одежду, он ответил: «Для того, чтобы классно потрахаться». И он на самом деле прав. Или можно еще так растолковать: «Да, я актриса и звезда. Но посмотрите, чего мне это стоило!» Конечно, это все было рассчитано на подсознание, и на обычном уровне никто ничего не понял, я специально спрашивал.
А потом была третья серия истории – коллекция «Я как объект искусства». Здесь моя героиня окончательно сошла с ума, у нее разрушилась грань между реальностью и фантазиями. Она стала думать, что именно она – объект искусства, что танцовщицу Дега писали с нее, и вообще она – прототип всех танцовщиц. Она утверждает, что Сальвадор Дали писал ее длинные любовные письма в тайне от Гала. Она любит театр, сочетает несочетаемое, ей нравиться на себя все сразу надеть.
После показа многие говорили мне: «Рустам, это не ты делал! После всего гламурненького и спокойненького ты вдруг выдаешь не понятно что!» А я пояснял, что в любом случае так в жизни ходить не надо. Эту коллекцию можно рассматривать не как готовое блюдо, а как специи, которыми нужно только приправлять. Когда же все это вместе, то это уже перебор. Ведь здесь как раз и показана история дамы, возомнившей из себя музу. Для продажи все эти вещи предлагаются по отдельности, где их раскладывают по темам, стилям и так далее.
Новые идеи
Следующая коллекция, которую я представляю в Москве на Неделе Высокой моды, посвящена тысячелетней Казани. Многие уже забыли, что я этнический дизайнер, и поэтому смело можно дать этнику. В основе коллекции лежит казанская история, но не в чистом виде, потому что в пресс-релизах людей отпугивает надпись «Казанская этника», а в моей переработке.
История тысячелетней Казани началась с того, что археологи нашли серебряную монетку, ее я и взял за основу своей идеи. Из Парижа, Милана, Москвы и Санкт-Петербурга я привез множество пуговиц, напоминающих серебряные монеты, и использовал их в своих моделях. Но вообще татарского, в привычном понимании этого слова, здесь ничего нет. Ведь традиционно считается, что татарский стиль - это зеленые юбки с золотыми тюльпанами. Это народность, а мне хотелось показать казанскую историю-легенду, о которой все слышали, но никто не видел. Возможно, это царица Сююмбике, голубая кровь, интеллигенция, то есть то, что не доступно. Поэтому в цветах очень много черного и серого, используется кружево и бархат. По силуэтам это скорее модерн: длинные юбки «до пола», строгие линии, все очень гламурно.
Истории бывают разные, одна тема закрывается, появляется другая. Но остается главный принцип: вещь должна быть носибельная, нравиться женщине, украшать ее. Если я смог сделать такую вещь – значит, состоялся как дизайнер. Конечно, у меня были свои выпендрежи, но работаю в моде я уже давно, и успел все сказать, выплеснуть себя. Сейчас я считаю, что даже хулиганство должно быть в меру.
Что сейчас модно?
Я раскрою вам один секрет: на самом деле моду делают не дизайнеры, а редактора журналов мод. Так, Роберто Кавале всему обязан Франке Сацаани, редактору итальянского Вог. Вот он приходит к ней и говорит: «Ах,я не знаю что делать! Я нашил целую кучу леопарда, но у меня ничего не покупают!» Франка, невозмутимая блондинка в черных очках, которая постоянно курит, не вынимания сигареты изо рта отвечает: «Хорошо! Будем продавать. Следующая обложка будет посвящена леопарду. Я напишу, что это последний хит сезона». Договорились – все вещи разлетелись! Вот как рождается модная тенденция. Главное при этом – не потерять свою индивидуальность. То, что пропагандируют глянцевые журналы – это для тех, кто вообще сам ничего не знает и не понимает. Но если вы хотя бы чуточку обладаете вкусом, то в любом случае не можете быть вне времени и вне моды. Носите то, что вам нравится и что подсказывает ваша интуиция. Ведь когда новое веяние переходит в массы, и про него говорят, что оно модно – то на самом деле это уже не модно.
Вот поэтому, когда спрашивают: «Какие тенденции, какие цвета будут модны в этом сезоне?», я не люблю отвечать. Как правило, известные марки одежды предлагают весь спектр цветов. И каждый регион и отдельно взятый бутик выбирает то, что им нужно, учитывая менталитет потенциальных покупателей. Дизайнеры делают сейчас все, абсолютно на любой вкус. И поэтому сейчас нельзя сказать, что модно какое-то одно направление. В центре внимания – ваша индивидуальность.
Однако, есть определенные новинки, например в этом году будут предлагать белый, хотя любое лето белое, а также бирюзовый, розовый, фуксию, красный, зеленый, анисовый, травяной зеленый. Но яркие цвета всегда быстро выходят из моды, и я советую не шить из них пиджак или пальто. Лучше дополнить свой образ каким-то аксессуаром модного цвета, например, шарфом, сумочкой, перчатками. А нейтральные цвета, напротив, не надоедают, подходят практически всем и сочетаются с разными оттенками. Они подходят и для костюмов, и для верхней одежды.
Этим летом упор делается на юбки. Даже если стоит вопрос: юбка или брюки, то однозначно юбка предпочтительнее. Агрессия ушла из моды, стало больше романтика. Сейчас культивируется образ нежной девушки, которую хочется защищать. Она любит путешествовать, узнавать что-то новое. Поэтому уместны будут юбки в стиле 50-ых годов, в складку, с оборками, в цыганском стиле. Вместо тяжелого ремня на бедрах лучше повязать шелковую ленточку на талии. Женщина должна быть немножко легкомысленной и ранимой, чтобы мужчины это замечали.
Беседовала Наталья Николаева
Комментариев нет:
Отправить комментарий