Витражное искусство известно, начиная со средних веков. Первые «картины в окне» стоили довольно дорого, поэтому основным заказчиком являлась церковь. Солнечный свет, проходя через витражи, создавал необычные световые иллюзии, преображая помещение. В дальнейшем искусство создания картин из стекла развивалось, постепенно они стали украшать мирские интерьеры.
В современных квартирах, кроме традиционных окон витражи хорошо вписались в двери, ниши, межкомнатные перегородки, фасады мебели, абажуры, светильники и даже подвесные потолки.
Существует множество техник изготовления витражей.
Классическая основана на соединении стекол через свинцовую протяжку в виде двутавра. Этот гибкий материал, позволяет собирать рисунок любой сложности. Однако гибкость имеет и отрицательную сторону: стеклянная мозаика состоит из тонких элементов, чувствительных к вибрации, поэтому их не стоит размещать в подвижных оконных или дверных створках.
Кроме свинцового может использоваться латунный профиль, он более прочный. Правда, такие витражи не могут похвастаться сложностью рисунка, так как латунь менее гибкий материал. Сейчас свинцовый профиль практически не применяется из-за того, что не достаточно прочный, а сам свинец не самый экологичный материал.
Техника Тиффани позволяет изготавливать витражи элитного класса. Такой витраж собирается из отдельных фрагментов: детали тщательно подгоняются друг другу, оборачиваются медной фольгой и спаиваются. От тщательности выполнения работ напрямую зависит срок службы изделия. Чтобы витраж служил десятки, а то и сотни лет, нужна точная подгонка и качественная пайка.
Изготовление такого витража процесс длительный. В среднем хороший мастер может собрать 18 элементов в день. Так что сроки напрямую зависят от размера и количества деталей в стеклянной картине. Витражи Тиффани обязательно надо ставить на просвет, чтобы солнечный свет позволял витражу «играть», раскрывая свою красоту. Также хороший результат достигается при помощи ламп дневного света или неоновых.
Вопреки расхожему мнению, витражи Тиффани довольно прочны, при условии, что работы выполнены качественно. Витраж должен быть обязательно обрамлен латунным профилем. Если этого не сделать, то со временем он начнет оплывать, а фрагменты мозаики - трескаться и выпадать.
Одной из самых молодых и демократичных является аппликативная техника выполнения витража. На основу накладываются специальные многослойные пленки, придающие стеклу цвет и фактуру, которые не выцветают и не выгорают на солнце. Каждый фрагмент обрамляется с обеих сторон самоклеющейся свинцовой лентой. Основой для витража может служить как стекло, разных цветов и степени прозрачности, так и пластик, и даже зеркало. Качество исполнения тоже очень важно - хороший витраж нельзя изготовить за три дня. Обычно на него уходит от двух недель до месяца.
К настоящему времени качество материалов и техника исполнения достигли таких высот, что даже специалисты не сразу могут отличить хороший аппликативный витраж от классического стекольного варианта. Но никто не застрахован от подделок. Недобросовестные производители под видом аппликативного витража предлагают изделия, сделанные из пленок для наружной рекламы. Такая продукция получается дешевой и, само собой, недолговечной.
Немного особняком в витражных технологиях стоит фьюзинг. Здесь на однотонную основу выкладываются кусочки цветного стекла, которые формируют рисунок, затем все запекают в печи. В результате получается объемная картина с гладкой глянцевой поверхностью. Фьюзинг применяют как самостоятельно, так и в сочетании с другими витражными техниками.
Существует еще смешанная техника, когда в одном изделии или композиции могут сочетаться несколько приемов.
Изначально витражи монтировались в оконных проемах, и до сих это считается классическим местом для их размещения. Современные стеклопакеты позволяют установить в них любой витраж. Нужно только учитывать, что наборные витражи, в отличие от аппликационных, несколько ухудшают теплоизоляционные показатели. А для потолка аппликативный витраж, выполненный на акриловом стекле, едва ли не самый лучший вариант. Наборные витражи в этом случае могут применяться с большими оговорками. Дело в том, что под силой тяжести кусочки стекла разжимают пайку, ломаются и выпадают. Кроме того, вес стекла вынуждает применить массивную, а значит дорогую раму, плюс расходы на текущее обслуживание, которое требуется минимум раз в два года. К тому же смена ламп подсветки становится довольно сложной процедурой.
При монтаже витража на подвесном потолке обязательно должен оставаться проем не менее 15 см.
При использовании фальшстен или гипсокартонных перегородок нужно помнить, что закрепить витраж в них бывает довольно сложно. Желательно встретиться с исполнителем до того, как будут отделаны ниши и проемы. Очень часто оказывается, что проемы не выровнены должным образом. На глаз это не заметно, но при установке стекла начинаются проблемы. Устанавливать витраж необходимо в самую последнюю очередь, когда завершены все отделочные работы.
Грамотно подобранный и хорошо сделанный витраж преображает любые, даже самые обыденные интерьеры, становясь доминантой, вокруг которой строится остальное пространство. Такая «картина» будет радовать владельца долгое время.
Денис Сибирьянов
Комментариев нет:
Отправить комментарий